Давайте жить дружно!
«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»,- многим известна эта смешная детская поговорка, обычно сопутствующая ритуалу примирения. Хорошо, когда так. А если нет? Беда, когда ребёнок ходит в детский сад, как на войну и в слезах кричит: «Я больше туда не пойду!» Как помочь ребенку справляться с конфликтными ситуациями, и что делать родителям, чьи дети сами являются агрессорами, подумаем вместе.
МОЙ РЕБЕНОК ПЛОХОЙ?
Если ребенок все время провоцирует драку, это ещё не значит. Что он плохой. Ведь малыши ещё только учатся управлять своими эмоциями, а поэтому самостоятельно наладить правильную коммуникацию со сверстниками им пока сложно. Тут без помощи взрослого не обойтись. Но запреты и наказания без попытки разобраться в происходящем ни к чему не приведут. Мало того, они могут даже обострить ситуацию.
АГРЕССИЯ – ЭТО НОРМАЛЬНО?
Чувства злости обиды, негодования так же естественны для человека, как радость, удивление и восторг. Важно научиться управлять своими «плохими» эмоциями ещё в детстве, чтобы в дальнейшем они не становились чем-то неконтролируемым и опасным как для самого себя, так и для окружающих.
Чтобы не происходило накапливание негатива, ребенку нужно проговаривать вслух то, что он чувствует. Тут родителям придется искать индивидуальные, подходящие именно их сыну или дочке способы выражения или снятия стрессового состояния. Например, придумать «сердитый угол», в котором можно вволю потопать ножками, постучать в стену кулачками и, тем самым, всю свою злость сбросить. Или завести «стаканчик обид», в который можно рассказать все свои беды.
ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ ПОМОЖЕТ…СПЕКТАКЛЬ
Дети, которые сами становятся жертвами постоянных нападок, чаще всего просто не знают, как правильно себя вести в подобных ситуациях. Эти неприятные моменты полезно «проигрывать» в спокойной домашней обстановке. К примеру, можно проработать ситуацию ссоры с товарищем, разыграв своеобразный спектакль с использованием любимых игрушек. Возможность «примерить» на себя чужие роли и взглянуть на проблему с разных ракурсов поможет понять, как поступать дальше. А когда четко известен алгоритм действий, ребенок чувствует себя увереннее.
НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК СТАЛ ЯБЕДОЙ
Ябед никто не любит. Получается, что ребенок и сам не может справиться с ситуацией, и не может обратиться за помощью к взрослому. Тут родителям и воспитателям нужно придать несколько иной смысл. Объяснить, что Вася придет к воспитателю не для того, чтобы нажаловаться на Петю, а для того, чтобы та помогла им разрешить ссору. Эта маленькая хитрость и конфликт благополучно сгладит, и позволит ребенку не потерять лицо перед другими.
ДАЙ ЕМУ СДАЧИ!
Можно услышать, как учит своего сына: «Ты же мужчина – стукни его тоже!» Часто дети такие слова воспринимают как прямое руководство к действию и начинают думать, что это единственный способ разрешения конфликта. Поэтому тут обязательно должны быть оговорки: например, «никогда не нападай первым», «сначала попробуй договориться» и т.д.
ЗАБОТА – ДЕЛО ТОНКОЕ
Любое вмешательство взрослых в детские конфликты должно быть в разумных пределах. Существует опасность, что ребенок привыкнет прятаться за мамину и папину спину.
А чтобы родителям видеть полную картину происходящего, нужно поддерживать контакт с воспитателями, специалистами и вообще наладить обратную связь со всеми взрослыми, которые находятся в непосредственной близости от их ребенка.