Мир эмоций и чувств дошкольника
Эмоциональный мир каждого человека разнообразен и подвижен. Кто-то живет, скрывая все эмоциональные всплески за маской невозмутимости, кто-то переживает открыто и искренне. Эмоции проходят через всю нашу жизнь и без них просто невозможно представить наше существование.
Но, не смотря на это, многие родители склонны недооценивать роль эмоций в жизни и развитии своего ребенка. Они порой уделяют чрезмерное внимание развитию речи, интеллекта, покупают различные развивающие пособия для тренировки внимания, памяти и мышления, забывая о том, что любой из этих психических процессов, так или иначе связан с эмоциональным восприятием. Например, события, вызвавшие у нас наиболее сильные эмоции, не важно, была то радость или страх, запоминаются нами наиболее четко. В первую очередь мы обращаем наше внимание на то, что взволновало нас, вызвало те или иные чувства. А чувство любопытства лежит в основе развития интереса и толкает малыша к желанию познавать этот мир, способствует развитию мыслительной деятельности. Взаимодействие с другими людьми так же предполагает включение эмоционального компонента. Чувства и эмоции управляют нашими желаниями и поступками, без них невозможно формирование личности человека. Поэтому так важно уделять внимание развитию эмоционального мира ребенка.
К тому же основная задача дошкольного возраста это развитие эмоционально-волевой сферы. Эта та база, на которую лягут интеллектуальные навыки. И если сейчас вы не уделите внимания развитию эмоционального мира, вы лишите своего ребенка опоры в дальнейшем.
Для начала нужно понять, чем эмоции отличаются от чувств. Эмоция – непосредственное переживание человеком каких-либо событий и ситуаций, эмоции могут быстро сменять друг друга и протекать довольно интенсивно.
Эмоции – это разнообразные переживания человека, вызванные удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, соответствием или несоответствием объектов окружающего мира его интересам, склонностям, убеждениям и привычкам. Это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувство – одна из основных форм переживания своего отношения к чему-либо. В отличие от эмоций чувства более стабильны и устойчивы, более продолжительны. Так же чувства к одному и тому же человеку могут быть противоречивы.
Еще в младенчестве, ребенок учится осознавать окружающий мир и самого себя, вглядываясь в лицо матери, слушая интонации её голоса. Мама, реагируя на происходящее с её чадом, как в зеркале, отражает эмоциональное состояние ребенка мимикой, тембром и тоном голоса. Малыш спокоен, ему уютно и хорошо – мама улыбается и ласково «воркует», ребенок испытывает дискомфорт от голода или мокрых пеленок – мама хмурится, её голос тревожен. Так младенец уясняет – улыбка несет радость, нахмуренные брови – дискомфорт. Он учится считывать эмоциональное состояние еще с пеленок. И чем ярче и непосредственней умеет сама мама выражать свои эмоции, тем проще и легче будет её ребенку обучиться этому искусству.
Ребенок растет, радуется первым победам, злится, когда не получает желаемое, обижается, грустит или веселится. Все дети разные, есть те, которых в последствие станут называть «толстокожие». Их нервная система устойчива и их не так-то просто выбить из колеи, они не очень чувствительны и легко сохраняют эмоциональное равновесие. Но есть и такие детки, которым особо сложно справляться с нахлынувшими переживаниями и эмоциями. Таким детям помощь родителя особо необходима.
Чем лучше родители понимают чувства своего ребенка, тем проще им с ним взаимодействовать, тем легче самому ребенку поддерживать отношения с родными, особенно актуально это становится в непростой период подросткового кризиса. Когда, казалось бы, рушатся всё, что связывало детей и родителей ранее, эмоциональная связь остается той спасительной ниточкой, на которой держится контакт мамы и взрослеющего чада.
Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.
Познание самих себя, лучшее понимание эмоционального состояния и поступков других приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающими.
Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей.
Эмоциональные реакции ребенка пяти – семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком, прежде всего с родителями.
Какую помощь может оказать родитель в развитии эмоций своего ребенка?
Для этого родитель должен помогать вызывать внутренний эмоциональный отклик при прослушивание музыкальных сказок, учить сопереживать героям; развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (рад, зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.).
Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:
♦ признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
♦ обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная (например: «Что чувствовал Саша, когда пришло время уходить? Что он сделал, когда почувствовал, что огорчен? Что он сделал потом?»);
♦ обсуждать с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним («Ты злишься оттого, что Маше пора домой и нужно вернуть ей игрушку»);
♦ предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство. Предлагать ребенку варианты, и пусть он сам выбирает наиболее действенный…
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.
Как же помочь ребенку в развитии эмоциональной сферы?
От 0 до 3-х
Для новорожденных, как уже было сказано выше, важна яркая мимика и интонация. Почаще говорите с ребенком, озвучивайте процесс переодевания, купания и т.п. Пойте ребенку колыбельные, читайте стишки и потешки. Всё, что предлагает нам народная культура важно, в детских сказках, стихах, играх детям раскрываются не только тайны мироустройства, но и богатство эмоциональных проявлений. Можно нарисовать и развешать на стены простые рожицы – круг –лицо, глаза, носик, рот. Улыбка – радость, опущенные уголки губ – грусть, губы буквой «О» – удивление и т.п. Озвучивайте свои чувства и чувства других людей. Озвучивайте чувства самого ребенка. «Неожиданно залаяла собачка, и наш Миша испугался», «Бабушка уехала домой и Наташа загрустила». К трем годам можно не просто читать с ребенком сказки, но и обсуждать поведение героев. Что чувствовал тот или иной персонаж во время разных событий? А что чувствовал сам ребенок?
Для гармоничного развития эмоциональной сферы необходимо с раннего возраста давать ребенку свободу выражения чувств. Бесполезно просить малыша не злиться или не бояться. Если в семье не принято выражать ту или иную эмоцию, ребенок со временем научится скрывать свои чувства, но сами чувства при этом никуда не исчезнут. В дальнейшем это может привести к различным психосоматическим заболеваниям и прочим сложностям. Например, дети, не умеющие справляться с агрессией, потому что в детстве родителей пугало любое её проявление, могут быть подвержены внезапным вспышкам гнева или вырастут неспособными отстаивать свои права и границы. Не всегда нужно стремиться к быстрому переключению с одного чувства на другое. Позволяйте детям проживать все чувства, которые они испытывают, но при этом не забывайте учить адекватным способам их выражения.
С 3-х до 7-ти
Дошкольники, если родители открыто говорят с ними о своих чувствах, вполне способны ориентироваться и в своих ощущениях. Они уже могут сказать, когда им грустно или радостно и объяснить, почему именно это произошло. Если ребенку сложно справиться с этой задачей, можно спросить у него: «Тебе обидно потому, что ребятишки убежали играть без тебя?», «Тебе страшно оставаться одному в комнате?» Проговаривание чувств помогает ребенку их осознать и тем самым пережить. А так же показывает, что родитель его понимает и сочувствует. Вы можете вместе с ребенком искать конструктивные способы выражения эмоций. Обязательно нужно разговаривать с ребенком о том, что нет хороших и плохих эмоций, есть хорошие или плохие действия. Можно злиться на человека, но при этом начинать его бить – плохо, стараться договориться – хорошо. Если малыш возжелал чужую игрушку, отбирать или взять без спроса плохо, попросить – хорошо и т.п. Разговор должен строиться в соответствии с возрастом вашего чада и вам, как родителям, должно быть виднее какие найти для этого слова и какие ситуации приводить в пример.
Познакомить ребенка с эмоциями, научить распознавать различное настроение по мимике и жестам поможет проигрывание вместе с сыном или дочкой различных этюдов. Например, попробуйте вместе с ребенком изобразить: девочку, которой подарили новую куклу (радость); бабу ягу, от которой убежала добыча (досада); мальчика, который поругался с другом (грусть) и т.д. Поиграйте меняя голос, попробуйте повторить одни и ту же фразу с разными чувствами. Как её произнесет рассерженный человек, а грустный, а счастливый или напуганный? Рассматривайте иллюстрации к книжкам, расспрашивайте малыша, что, по его мнению, чувствует тот или иной персонаж на картинке.
Не игнорируйте чувства своих детей, даже если они кажутся вам несерьезными. Это для вас мелкая ссора с подружкой может показаться ерундой, а для вашей девочки эта может оказаться настоящим стрессом и лишить аппетита и сна. Любое переживание важно, дайте ребенку понять, что вы на его стороне, принимаете его чувства всерьез и разделяете все его переживания. Поделитесь своими переживаниям, расскажите о том, что чувствовали вы в подобной ситуации и как в итоге действовали когда-то.
Это важный момент. Для того, чтоб научиться понимать, чувствовать переживания своих детей родителю нужно научиться осознавать собственные эмоции и чувства. Задумайтесь, насколько часто вы понимаете какие чувства испытываете в тот или иной момент жизни? Проделайте простое упражнение – вечером, вспоминая прошедший день, выпишите на лист эмоции и чувства, которые испытывали сегодня. По поводу чего они были, насколько велик их диапазон? Если припомнить удалось совсем мало, скорее всего, вы сами имеете проблемы с выражением и осознанием своих эмоций. Попробуйте почаще задавать себе вопрос: А что я чувствую сейчас? На что это похоже? Гнев, радость, обида, грусть, нежность?
Составьте вместе с ребенком словарь чувств. Обсудите, когда люди испытывают то или иное чувство. Обратите внимание, какое чувство наиболее часто испытываете вы сами? А ваши дети? Если понимаете, что каких-то эмоциональных переживаний в жизни вашего ребенка стало слишком много и их интенсивность уже мешает и вам и вашему чаду, обратитесь за помощью к специалисту. Он поможет вашему ребенку справиться с возникшими трудностями, будь то страхи, агрессия или застенчивость и подскажет вам, как лучше поддержать ребенка именно в вашем случае.
Это важно!
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Уважаемые родители! Скажите ребенку:
«Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх? Можно вести «дневник настроений», в котором ребенок каждый день будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
Нарисуйте контур человечка.
Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т. д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет.
Обсудите с ребенком способы выражения гнева.
Пусть он (и вы сами) попробует ответить на вопросы:
1.Что может тебя разозлить?
- Как ты себя ведешь, когда злишься?
- Что чувствуешь в состоянии гнева?.
- Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5.Назови слова, которые говорят люди, когда злятся?
- А если ты слышишь обидные для тебя слова, что чувствуешь , что делаешь?
- Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т. к. они слишком резкие, неприятные.
Уважаемые мамы и папы, следующие специальные упражнения помогут вам научиться справляться с гневом
1.Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека
2.Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «СТОП!». Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева.
3.Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой – нибудь привлекательный предмет. Задача ребенка – уговорить вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
- Учите ребенка(и себя) выражать гнев в приемлемой форме. Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с взрослыми или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения (« Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо – вещами» для выплескивания негативных эмоций.
Чашка (в неё можно кричать);
листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять её или переделать);
подушка «Бобо» (её можно кидать, бить, пинать).
5.Средство «быстрой разрядки». Если ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть громко песенку.
6.Игра «Обзывалки». Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами: названия фруктов, цветов, овощей. Например, «Ты – одуванчик!», «А ты – дыня!». И так до тех пор, пока не иссякнет поток слов.
Чем помогает такая игра?
Если вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно, даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разрядку
Учите управлять ребенка своими эмоциями с пяти лет.
Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело, ты – лев!»
Сильно – сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.
Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов – выдохов или сосчитать до 5 -10. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать очень вредно. Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения.
ПОМНИТЕ!
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения психофизического здоровья, а умение рассказывать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.