Как научить ребёнка управлять своим поведением
ДИСЦИПЛИНА
Большинство родителей согласятся с тем, что в некоторых случаях требуются дисциплинарные меры воздействия. Но какие? Лучшим же выходом будет накричать на ребенка, поставить его в угол или просто отшлепать?
Дисциплина – более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, означающего «учить». Дисциплина предполагает обучение детей подобающему поведению. Маленькие дети не могут управлять своим поведением и держать под контролем внутреннее побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.
Дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставляют самим себе. Дети считают, что правила – это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Даже если они и нарушают одни правила, они учатся уважать другие. Это часть цикла их развития.
Приемами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвала, объяснения, установление правил и моделирование подобающего поведения. Так как наказание не дает детям ключа к тому, как они должны себя вести.
РАССМАТРИВАЙТЕ МОТИВЫ
В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих детей. Но ребенок редко имеет намерение поступить плохо. Нежелательное поведение детей часто является побочным продуктом их любознательности. Однако в том случае, если действия ребенка все время враждебны или он постоянно что-нибудь ломает , родителям следует проконсультироваться с педиатром. Мышление детей не настолько развито, чтобы они могли предвидеть последствия своих поступков. Главная забота родителей – принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей.
Обвинения и телесные наказания, в конечном счете, неэффективны. Разумеется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных проблем. Ребенок огорчается, поскольку его родители расстроены, но он не знает, что сделал не так.
Есть и другие отрицательные последствия такого подхода. Когда на ребенка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не назвали плохим его поведение, они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла вести себя лучше. Кроме того, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применять физическую силу.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ
Позитивная дисциплина не означает простого установления правил после того, как ребенок сделал что – то недозволенное. Она предполагает воспитания у ребенка чувства ответственности. Правела должны быть изложены четко и определенно ( все пассажиры в машине должны надевать пояса безопасности). Правила надо последовательно проводить в жизнь. Если ребенок знает, что ему положено надевать ремень безопасности в каждой поездке, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что пристегиваться можно не всегда, то будет стараться нарушить это правило каждый раз. Он попытается сам решить, в какой поездке нужно пристегиваться, а в какой нет.
Дети начинают понимать и воспринимать разумные доводы. Это прекрасное время, когда родители что – то могут объяснить ребенку. Он будет следовать правилам сознательно, а не по принуждению.
ИЗБЕГАЙТЕ КОНФЛИКТОВ
Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако родители могут предусмотреть возникновения многих конфликтов и избежать их.
Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай это, положи на место».
Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации (когда заставляем детей есть). Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление.
Если ребенок собирается сделать что-нибудь запрещенное, вовремя отвлеките его.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Ребенка нужно научить задумываться о последствиях своего плохого поведения. Если он разобьет чашку, то новую ему дадут не сразу. Естественно такая стратегия годиться, только когда нарушение правил не может привести к несчастному случаю. Разумеется, нельзя позволять ребенку самому узнать, почему при переходе улицы он должен держаться за руку взрослого.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Дети испытывают потребность в объятиях, поцелуях, похвалах и положительном к себе отношении. Они изо всех сил стараются добиться этого. Дети даже могут нарочно плохо себя вести, чтобы только привлечь внимание взрослых.
Родителям поучительно было бы задуматься о том, что они говорят своим детям. Они будут удивлены, поняв, как часто они повторяют: «Не делай этого. Прекрати. Нет, нет, нет».
Очень важно хвалить ребенка. Похвала – это способ передачи ему ваших ожиданий. Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.
Так же, важно то, что родители должны сами следить за своим собственным поведением и показывать ребенку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей. Если родитель кричит, так же делает и ребенок, он употребляет слова, которые слышит от родителей, подражает им в манерах. Ребенок считает, что все, что делают родители, это хорошо.
“Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. ( А.С. Макаренко).