-
Развитие внимания 0
-
Развитие коммуникации 0
-
Развитие логических операций мышления 0
Развитие логических операций мышления через формирование математических представлений у дошкольников
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций. Данные умения приобретаются за счет развития логических операций мышления.
Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций мышления. В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько этапов и претерпевает ряд изменений, в соответствии возрастом ребенка:
– наглядно – действенное (данный вид мышления соответствует раннему периоду жизни ребенка (от 1,5 до 2 лет),
– наглядно – образное, начинается с 3-4 лет и продолжается до 7 лет,
– словесно-логическое является фундаментом для дальнейшего полноценного интеллектуального развития.
Формирование математических представлений у дошкольника определяется способностью применять универсальные мыслительные операции, присущие мышлению: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация.
Рассмотрим некоторые из них.
Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств, частей) в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез – через анализ). «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»,«Колумбово яйцо»,«Танграм»,«Пифагор»
Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать.
Систематизация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
В младшей группе мы уже использовали в работе матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. В средней группе мы раскладывали полосочки, ленточки, камешки по размеру: по длине, по высоте, по ширине (в пределах 5). В старшей группе количество предметов постепенно увеличивается до 10. Как правило, детям хорошо дается построение возрастающих и убывающих рядов.
Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».
Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания. Классификация бывает:
- по общему названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики);
- по размеру (в одну группу – большие мячи, в другую – маленькие мячики, в одну коробку – длинные карандаши, в другую короткие);
- по цвету (в эту коробку – красные пуговицы, в эту — зеленые);
- по форме (в эту коробку – квадраты, а в эту – кружки; в эту коробку кубики, в эту – кирпичики);
Обобщение – это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.
Включение в образовательный процесс интерактивных средств, способствует повышению эффективности, позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно интересным и понятным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для педагога. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры. Включаясь в решение математических проблемных ситуаций, дети сравнивают и сопоставляют, устанавливая сходство и отличие, преобразуют и группируют объекты, выражая математическое отношение к данным проблемам разными способами.
Психологические предпосылки интереса к математике:
- создание положительного эмоционального отношения к педагогу;
- создание положительного отношения к занятиям.
Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:
- объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
- работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
- связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?);
К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»); - интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
- посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей), положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.
Вопросы для обсуждения
– Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень развития мышления ребенка?
– Какие логические операции способствуют формированию математических представлений у дошкольников?