-
"Скучен день до вечера если делать нечего" 0
-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Лекция1.7
-
-
"Игровая среда в домашних условиях" 0
-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Лекция2.7
-
«Игра и игрушка: зачем они нужны ребенку?»
Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Она реализует потребность ребенка в социальной компетенции. Мотив игры – «быть как взрослый» смещается на цель игры и определяет специфику социальной ситуации развития дошкольника: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми в игровой, воображаемой ситуации:
- взрослый — ребенок;
- взрослый — взрослый;
- ребенок — ребенок;
- ребенок — взрослый.
В игре ребенок существует сразу в двух ипостасях (как играющий и как персонаж игры в соответствии с принятой на себя ролью) и конструирует Образ себя и Образ мира с двух соответствующих точек зрения. Это формирует психологические новообразования – основные для этапа дошкольного детства: становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, механизмов эмоциональной и интеллектуальной децентрации, внутренней позиции личности дошкольника и пространственно-временного смещения.
Исследователями отмечаются следующие этапы развития игры как деятельности.
Ознакомительная игра — первый этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, ознакомительная игра представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Отобразительная игра — второй этап становления игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста. К году самостоятельная деятельность ребенка с предметами и игрушками начинает протекать преимущественно в этой форме. Отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и достижение с помощью данного предмета определенного эффекта.
Ролевая игра – этап развернутой сюжетно-ролевой игры. Ребенок уже может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, т.е. умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера. Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями, требующее овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением позиции в зависимости от смены роли партнером.
Сюжетно – отобразительная игра – предшествующий сюжетно – ролевой игре этап становления игры у ребенка дошкольного возраста. Характерная черта такой самостоятельной игры – стремление многократно повторять те или иные игровые действия. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом, но и человек, действующий определенным образом.
Сюжетно-ролевая игра – уровень становления игровой деятельности у детей, при котором игра становится ведущей деятельностью, поскольку вызывает качественные изменения в психике ребенка. Специфика такой деятельности заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее. В процессе ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет, группирует действия и предметы и тем самым организует его индивидуальное поведение, а с другой – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.
Как термин «игровая деятельность» иногда выступает синонимом по отношению к понятию «детская игра», которая характеризуется разными видами детских игр в основном через их группировку или классификацию. Например, согласно C.JI. Новосёловой, классификация детских игр включает:
игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), самостоятельные. В традиционной дошкольной педагогике они выделяются как творческие игры – группа игр детей дошкольного возраста, в которые входят сюжетно-ролевые, строительные и игры- драматизации;
игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные), досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично- карнавальные, театрально-постановочные). Взрослый – проводник для перевода скрытых в игре правил в открытые правила, поэтому в традиционной классификации в этой категории рассматриваются также игры с правилами – группа игр детей дошкольного возраста, к которым относятся дидактические и подвижные;
игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Следующее понятие, тесно связанное с играми и игровой деятельностью детей, — игрушки. Они оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, потому что закладывают в виде предметно-игровых и ролевых действий основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты будущей личности, личностные качества, связанные с отношением к людям. Кроме того, они не только объекты игр детей, но и одновременно важное педагогическое средство их семейного воспитания и домашнего обучения.
Специалисты, выделяют игрушки-самоделки, дидактические, настольно-печатные и настольные, образные, технические, конструктивные и спортивно-моторные игрушки.
Игрушки-забавы представляют собой «веселые игрушки»: смешные фигурки людей и животных (клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка – «дергунчик» и др.). Их особенность в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов.
Образные или сюжетные игрушки определяют сюжет игры, развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.
Строительные и конструктивные игрушки рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Начинаются они с различных наборов для игры в песке и снегу, в которые входят каталки-песочницы, песочные наборы в ведре или сите, лопатки и грабельки, совочки и леечки, мельница, мини-санки и др. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Конструкторы состоят из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Среди таких игрушек есть и сборные модели. Например, набор «Моделист» (модели парусников), «Звезда» (модели современных вертолетов, самолетов, кораблей и т.д.).
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Условия решения дидактической задачи заключены в конструкции игрушки. К ним относятся мозаики, настольные и печатные игры, народные игрушки (матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др.). Особый вид дидактических игрушек представляют собой настольно-печатные и настольные игры. Они предусматривают наличие правил действий с игрушками и взаимодействия между участниками игры. В такие игры можно играть всей семьей (обычно по типу знаменитых игр – «ходилок»). Они сочетают досуговую и познавательную функцию.
Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями. Потребность в них возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски; для сюжетно-ролевой — «продукты», «тетрадки», «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Создавая игрушки, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.
Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации 1вижений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи), другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (ходунки, каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг).
Все эти игрушки используются как в условиях совместной игровой деятельности детей со взрослыми и друг с другом, так и в самостоятельной деятельности дошкольника, отражая индивидуальность ребенка.
Подводя итог, можно сказать, что сложные и завершенные игрушки предопределяют характер действий и способствуют появлению у ребенка известных стереотипных движений, что сужает его возможности и тормозит формирование некоторых личностных качеств, как трудолюбие и самостоятельность.