-
"Скучен день до вечера если делать нечего" 0
-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Лекция1.7
-
-
"Игровая среда в домашних условиях" 0
-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Лекция2.7
-
«Играем всей семьей»
Игры с мелкими предметами
Если Вы увлекаетесь шитьем, то у Вас наверняка есть «волшебная» коробочка, где лежат пуговицы, бусинки, кусочки тканей, ленточек и тесемочек. Малыши обычно любят рассматривать содержимое таких коробок.
- Прежде чем дать малышу коробку с пуговицами и тесемками, разберите ее. Найдите все иголки и булавки и переложите их в отдельную коробочку. Держите эту коробочку в недосягаемых для малыша местах.
- Дайте ребенку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные пуговицы.
- Предложите малышу разложить пуговицы по цвету – синие к синим, красные к красным и так далее. Если у Вас коробочка с ячейками, положите в ячейку бумажку нужного цвета – для ориентира. Или нарисуйте на листе бумаги мешочки фломастерами разного цвета.
- Предложите ребенку найти самую маленькую и самую большую пуговицы.
- Можно положить отдельно все пуговички с дырочками и все пуговицы с ножками. Для ориентира нарисуйте два квадрата на листе бумаги. Над ними опознавательные знаки: над одним пуговица с дырками, над другим – пуговица с ножкой.
- Можно дать малышу рассмотреть тесемки и ленточки. Проследите, чтобы рулончики с тесьмой не были сколоты булавками.
- Разложите куски тесемок и лент на столе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.
- Можно показать малышу, как скатывать тесьму в рулончики.
- Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка и так далее.
- Большие пуговицы с крупными дырками можно нанизывать на тесемку, ленточку или шнурок.
- Чем больше мелких предметов пройдет через руки малыша, тем лучше. Но Вы, конечно, должны пресекать первую же попытку отправить что-либо в рот. Если ребенок не слушается, немедленно завершайте игру.
Игры со шнурками
Игры – шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок – пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в отверстие, до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу.
Но беда покупных игр в том, что они быстро надоедают, а мы продолжаем их хранить и навязывать ребенку. А может, лучше каждый день делать новую интересную игру – шнуровку? Все, что Вам нужно для этого: плотный картон, дырокол и шнурок для обуви.
Единственная проблема – обычным бытовым дыроколом Вы сможете проделывать отверстия только по краю картонки. Но если проявить немного фантазии и не использовать большие куски картона, игры получаются интересными.
- Сделайте из картона цветок, елочку, ежика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать, с двумя отверстиями, как у пуговицы. Например, бабочку, которая сядет на цветок, игрушки, которыми Вы нарядите елочку, грибочки и ягодки, которые понесет ежик, грузы, которые повезет грузовик.
- Чтобы играть со шнурком было удобно, на второй конец шнурка можно надевать фиксатор. Такие фиксаторы используются, например, на шнурках для капюшонов курток. Они продаются в магазинах «Все для шитья». Фиксатор будет служить узелком. После игры его можно снять и легко вытащить шнурок из игрушки.
- Можно нанизывать на шнурок бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». Или использовать для этой цели большие пуговицы с крупными дырками. На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макаронины (короткие широкие колечки).
Чтобы нанизывать было удобнее, можно сделать «иголочку», обмотав кончик шнурка скотчем.
Игры с прищепками
Вам понадобятся деревянные или пластмассовые бельевые прищепки. Главное, чтобы ребенку было под силу их открывать. Бывают тугие прищепки, так что, покупая, проверьте, достаточно ли удобно с ними будет играть.
Кроме этого, Вам понадобятся фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).
Покажите малышу, как держать прищепку двумя пальцами (указательным и большим). Если ребенку неудобно, пусть держит тремя пальцами: большим, указательным и средним – так создается большее усилие. Сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.
- Представьте вместе с малышом, что прищепки – это маленькие рыбки, а картонный кружочек или квадратик – это кормушка. Попросите малыша помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.
- Прищепки можно закреплять на стенках коробок разной формы – круглых и квадратных.
А еще можно предложить ребенку снимать все прищепки, закрепленные на коробке, и бросать внутрь.
Можно сочетать закрепление прищепок с их сортировкой по цветам. Если у Вас есть прищепки нескольких цветов, то закрепите на стенках прямоугольной коробки кусочки цветной бумаги нужного цвета (приклейте или закрепите степлером). Попросите малыша прицепить прищепки к кусочкам цветной бумаги такого же цвета.
- Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок. Если ребенок не понимает, как это можно сделать, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или что-нибудь еще. Вы убедитесь, что это довольно забавно – мастерить из прищепок, как из конструктора.
Предложите ребенку повесить все прищепки на веревочку, которую можно привязать в детской комнате на уровне рук малыша.
Пусть малыш помогает Вам развешивать постиранные носовые платочки и закреплять их прищепками. Это на первый взгляд несложное задание, возможно, окажется не таким уж простым даже для тех детей, которые не раз играли с прищепками
Волшебный мешочек
Для этой игры Вам понадобится небольшой тряпочный мешочек и несколько мелких предметов. Совершенно не нужно шить какой-то необыкновенный мешочек. Достаточно сложить пополам старое кухонное полотенце и прострочить с двух сторон. Если Вы совсем не умеете шить, вместо мешочка можно использовать старую шапку.
Покажите малышу те предметы, которые Вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть маленькие игрушки или предметы обихода – пуговицы, бусинки, небольшие коробочки (например, от спичек или фотопленки), ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее.
- Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у малыша. Спросите: «Где же пуговица (кубик или что-то еще)? Куда она делась?» достаньте фигурку из мешочка, скажите: «Вот она!»
Опять спрячьте ее в мешочек, предложите ребенку найти предмет самостоятельно, скажите ему: «Найди пуговку!»
- Потом положите в мешочек не один, а два или три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?» – и на глазах у ребенка достаньте ее из мешочка, затем уберите и предложите ребенку выполнить уже привычное ему задание.
Если малыш достанет не тот предмет, верните его обратно и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достанет не то, что нужно, запустите свою руку в мешочек вместе с малышом и покажите своей рукой, что в мешке лежит не один предмет и пуговку еще надо найти. Направляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогая ему найти нужный.
- Можете называть малышу фигуру, которую нужно достать, или показывать ему такую же (но предметы должны быть абсолютно одинаковые).
Можно играть по-другому – пусть ребенок достает все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка.
Петельки и крючочки
В детской комнате на стене, на внутренней стороне двери или на боковой поверхности шкафа или тумбочки прибейте (или приклейте) много – много крючков. Удобно использовать пластмассовые крючки для прихваток и полотенец с клеящейся полоской на обратной стороне.
- Повесьте на крючки игрушки с петельками, маленькие тряпочные мешочки с мелкими предметами внутри, яркие прихватки, кошелечки, пенальчики – словом, различные вещи, на которых есть петельки. Разрешите малышу просто снимать их, потом вешать так, как ему захочется.
Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой «Волшебный мешочек». Для этого Вам понадобятся несколько небольших, одинаковых по размеру тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек мелкую игрушку или предмет. Развесьте все это на крючки.
- Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти, и предложите, не снимая мешочки с крючков, по очереди один за другим ощупать их. Найдя на ощупь нужный мешочек, снять его и проверить, правильно ли определен предмет.
Помимо мелкой моторики, игра развивает внимание и память: ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.
- Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему нужно предлагать для этой игры. И наоборот, чем старше ребенок, тем больше мешочков он сможет найти и обследовать.
Застежки
Чрезвычайно полезное занятие – застегивать и расстегивать всевозможные пуговицы, кнопки, крючочки и молнии.
Привлекайте малыша к самообслуживанию – покажите ему, как расстегивать на своей одежде разные застежки. Начните с самых простых задач – расстегивать липучки, развязывать шнурки. Потом перейдите к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее.
- Постепенно учите малыша застегиваться самостоятельно. Лучше всего начать с липучек – надо только попасть в нужное место.
Потом идут кнопки – тут тоже главное попасть в нужное место, да еще немного надавить. С пуговицами, крючками и молниями сложнее, их надо осваивать постепенно.
- Чтобы интереснее было обучаться застегиванию, можно сделать специальную игрушку – коврик с картинками, который можно повесить на стенку или спинку кровати. Можно сделать не коврик, а развивающую подушку, взяв за основу подушку от старого дивана. Или соорудить мягкую книжку – сделать страницы из плотной ткани, нашить на них игровые задания с застежками, а потом сшить страницы в книжку.
На выбранной Вами основе сделайте из кусочков ткани маленькие дверки, открыв которые малыш увидит картинку, пришитую игрушку или пуговичку. Пусть дверки закрываются на разные застежки – липучки, крючки. Внутрь карманов вшейте ленточки с игрушками на конце, которые можно вынимать и класть обратно.
- Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, сквозь них протяните ленту, на концах которой будут ездить туда-сюда две маленькие игрушки.
Можно украшать такие игрушки вышивкой и яркими аппликациями. А тем, кому некогда, больше всего подойдет конструкция из диванной подушки. Просто нашейте на нее толстой иглой суровой ниткой, подвернув края, несколько карманов, куски старой одежды с застежками, картинки со старой одежды.
- Не забудьте, что, научившись что-то застегивать на коврике, малыш не сможет сразу делать то же самое на себе. Это совершенно разные движения рук – на образце и на самом себе. Но это уже повод начать учиться себя обслуживать на новом уровне.
В любом доме наверняка найдутся старые кошельки, сумочки, школьный пенал на молнии или еще что-нибудь, на чем есть застежки. Сложите все это в большую коробку или корзину и время от времени отдавайте малышу в полное его распоряжение.
Учимся резать ножницами
Как правило, родители не дают своим детям настоящие ножницы, боясь, что малыш поранится. А дают обычно детские ножницы с закругленными кончиками и почти не режущими лезвиями. Такими ножницами нельзя пораниться, но и научиться резать нельзя!
Конечно, давать ребенку ножницы можно только под строгим присмотром. Вы должны не просто быть в одной комнате с ребенком, Вы должны сидеть рядом и смотреть, как он режет.
- Дайте ребенку ножницы среднего размера, с острыми лезвиями и удобными ручками. Покажите, как нужно держать ножницы (сами возьмите ножницы в руку).
Затем вложите ножницы в руку малыша, помогая своими руками, попросите открыть и закрыть ножницы («крокодильчик открывает и закрывает рот»).
- Для начала ребенок должен освоить простое движение – делать один разрез ножницами, не продолжая резать дальше. Ручки у малыша маленькие и неловкие. Широко открывать ножницы он не сможет, поэтому и надрез, который он сделает, тоже получится совсем коротким – 1-2 см.
Возьмите плотную бумагу (например, бумагу для черчения) и порежьте ее на полоски длиной не более 20 см, шириной не более 2 см, а лучше начинать с 1 см.
- Скажите ребенку, что сейчас Вы будете делать снежинки, если бумага белая. А можете никак не называть конечный продукт. Дети любят резать ножницами без всякого сюжета и смысла, особенно если раньше им не давали даже подержать их.
Итак, вложите одну полоску бумаги в левую руку ребенка и, своей рукой, придерживая ножницы в руках ребенка, сделайте несколько надрезов так, чтобы от полоски отделились и упали кусочки бумаги. Они не должны иметь какой-то четкой формы, за этим следить не надо. Важно, чтобы они просто отделились. И так же важно, чтобы ребенок делал движения пальцами только вверх – вниз, поскольку некоторые дети начинают еще и дергать ножницы вправо, как бы отрывая кусок бумаги, едва начав делать надрез.
- Кусочки, которые падают вниз при разрезании, можно собрать и использовать для игры или для аппликаций.
Когда ребенок освоит один короткий надрез, увеличивайте ширину полоски бумаги до 2-2,5 см. потом делайте их еще шире. Когда Вы увидите, что одного надреза уже не хватает, покажите ребенку, помогая своими руками, как надо делать второй надрез, не вынимая ножницы.
- Когда ребенок научится делать несколько надрезов, учите его резать по нарисованной Вами линии: сначала по прямой линии, затем по волнистой с небольшими волнами.
Затем переходите к вырезанию других форм. Попробуйте вырезать большой круг из плотной бумаги, а потом уже и другие фигуры.
Не ругайте малыша за то, что у него получается неровно и он выходит за линию. Ведь ребенок еще маленький, и многие его сверстники еще даже не умеют правильно держать ножницы!