Как зарождается чувство страха?
Чудище в чулане
Вы помните свои детские страхи? Домовой под кроватью, бабайка в шкафу, угроза ядерной войны… Диапазон страхов велик – от боязни сказочных существ до реальных природных явлений, таких как гроза или землетрясение. От ужаса перед замкнутым пространством до боязни показаться смешным в глазах окружающих.
«У меня в шкафу живет чудовище» – шепотом делится ребенок. «Мне страшно отвечать у доски» – переживает первоклассник. «Мой сын боится собак» – жалуется мама малыша. К психологу часто обращаются дети и взрослые с подобными проблемами. А бывает и так, что дети не признаются в своих страхах, но их проявление можно заметить в рисунках ребенка, увидеть их следы в детских играх. Стоит ли бороться с детскими страхами и если да, то, как помочь своему трусишке? Имеют ли страхи какой-либо смысл, и что за ними стоит?
Функция страха – защитить от излишнего риска, увести от опасности. Иметь ребенка, который совсем ничего не боится, а потому способен на любое безрассудство не лучшая перспектива. В этом смысле боязливый ребенок причиняет родителям гораздо меньше волнений. Он осторожен, с ним реже происходят несчастные случаи. Но беда в том, что грань между нормальным, охранительным страхом и страхом, мешающим ребенку жить, размыта. Страхи могут разъедать душу и вызывать различные расстройства: тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими и многое другое.
Необходимо знать возрастную динамику страхов для того, чтобы лучше понимать тревоги своего ребенка. Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути охватывает запредельный ужас. Как бы там ни было, уже в младенчестве ребенок испытывает много страхов. Он начинает пугаться сначала резких звуков, потом незнакомой обстановки, чужих людей. Малышу бывает страшно остаться без мамы. И это вполне естественно. Ребенку неуютно в огромном, незнакомом мире. Это все равно, что взрослым людям вдруг очутиться на неведомой планете, населенной великанами. Тем не менее, все эти страхи ситуативные и проходят при устранении причины. Если ребенок растет в семье, где отношения между родителями хорошие устойчивых страхов обычно не наблюдается до двух лет – семья служит малышу опорой и надежной защитой. Если между родителями существуют конфликты, могут появиться ночные страхи. Эмоциональное напряжение матери передается ребенку. Ведь мама начинает меньше улыбаться и разговаривать с ним, подавленное настроение считывается малышом и он начинает капризничать, становится вялым, у него нарушается сон и аппетит.
Первые осознанные страхи наблюдаются уже после двух – трех лет и они связаны с развитием различных качеств и способностей.
Так в период с 2-х до 4-х лет идет развитие волевых качеств. Многое в этот период зависит от стратегии родителя. Ребенку в этом возрасте необходимо дать уверенность в том, что он способен сам совершать выбор, его мнение учитывается, к его желаниям прислушиваются. Если родитель избирает авторитарный стиль поведения, не дает малышу проявлять себя, подавляет его волю, у ребенка появляется неуверенность в себе, своих силах (страх ошибки). Таким детям в дальнейшем сложно самостоятельно принимать решения, они довольно легко поддаются чужому влиянию.
После трех лет у детей появляются страхи животных. Они довольно символичны и могут отражать различные реальные детские страхи. Например, страх волка может говорить о боязнь боли (острые зубы), лиса обычно символизирует хитрость и поэтому за страхом перед этим зверем может скрываться страх быть обманутым и т.д. С 4-х лет появляются страхи перед сказочными существами, например, страх перед Бабой Ягой – угроза жизни, непереносимость эмоционального искажения образа близкого лица (как правило, мамы в гневе), потребность в безопасности. Страхи перед сказочными героями, могут отражать страх наказания родителями.
От 3-х до 5-ти лет идет развитие эмоционального Я ребенка. Начинает развиваться чувство самостоятельности и фантазия – отсюда воображаемые страхи. Основные страхи – одиночество, темнота, замкнутое пространство. Как правило, ребенка пугает не само явление, а то, что скрывается за этим. Например, сама темнота не опасна, пугают, прячущиеся в ней монстры, вампиры и прочая нечисть, которую рисует детское воображение.
В 5-7 лет появляются страхи потусторонних сил. Растет страх перед отцом, если он неоправданно строг или жесток, или игнорирует потребности ребенка. В результате растет тревожность, и нет уверенности в себе. Это возраст максимально насыщенный страхами. Ведущий страх – страх смерти, особенно у чувствительных и впечатлительных детей. Типичные страхи этого периода: снов, животных, огня, войны, болезни или смерти родителей, нападения, темноты, сказочных героев.
В 7 – 11 лет общее количество страхов падает. В 7 лет преобладает страх потерять родителей. Если мать часто оставляет ребенка одного, у него может развиться «невроз ожидания» или боязнь одиночества во взрослой жизни. В 8 лет – боязнь чужих. У подростков страх смерти трансформируется в страх войны. Ведущим страхом является страх быть не тем, не соответствовать социальным требованиям. В школьном возрасте появляются свои страхи, это может быть страх посещения школы, страх диктантов, боязнь учителей, оценок, замечаний. Не случайно психологами разработаны специальные тесты, позволяющие выявить уровень школьной тревожности.
От 11 до 16 лет основным страхом является страх не быть собой. В его основе лежит противоречие этого возраста. С одной стороны подросток стремится сохранить свою индивидуальность, и потому боится раствориться в толпе сверстников, с другой – боится не быть в группе, отделиться от всех. В этом возрасте страхи делятся на две группы: природные (страх смерти, изменений происходящих с телом, боли) и социальные (страх одиночества, людей, наказания, несправедливости, осуждения).
Если страхов очень много, можно предположить наличие тревожности. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Однако помимо физиологических, существуют еще и поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Единичные, не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Тревога состоит из множества эмоций, ключевой является страх, но могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и пр. Как правило, тревога вызывается не наличием опасности, а отсутствием возможности эту опасность избежать. Источник опасности может быть неосознаваем. Обычно повышенная тревожность характерна для людей ожидающих неблагополучного развития событий, неуверенных в себе и своих силах.
Дети с повышенной тревожностью особенно нуждаются в повышение самооценки и чутком обращении. Родителям нужно использовать как можно меньше критики и как можно больше похвалы в оценки их способностей и действий.
Важно помнить, что любой страх является нормой до тех пор, пока он обоснован и не влияет на жизнь человека. Рассмотрим основные параметры определения адекватности страха:
Интенсивность определяют исходя из физиологических реакций (повышенное сердцебиение, потоотделение, дрожь в теле, чувство удушья, слабость, рвота и т.д.). То есть, если на вас несется огромная собака, почувствовать слабость в теле и повышенное сердцебиение – это норма, но если эти же реакции возникают, когда вы, находясь в квартире, слышите собачий лай с улицы – пора обращаться за помощью к специалисту.
Длительность реакции так же играет немаловажную роль. Если со времени происшествия физиологические реакции ослабевают очень медленно, так же есть повод задуматься.
Контролируемость чувства страха. То, насколько человек способен взять себя в руки при испуге. Способность контролировать ситуацию у детей ниже, чем у взрослых, но и тут стоит обращать внимание на различные моменты. Одно дело, когда ребенок, услышав звук отбойного молотка, сперва замирает, потом бежит к маме, спрятаться в ее объятиях, другое – когда он с криком забивается в угол и орет, пока шум не стихнет, не смотря на все старания родителей.
О потере контроля над страхом можно говорить и тогда, когда страхи начинают влиять на вашу жизнь. Например, вы не заходите в лифт, так как боитесь падения или замкнутого пространства, а потому поднимаетесь даже на 10 этаж пешком.
Если все три параметра у вас или у вашего ребенка превышены, стоит обратиться за помощью к специалистам, в домашних условиях справиться с ситуацией самостоятельно практически невозможно.
Если же страхи ситуативные и не выходят за рамки адекватного реагирования любой родитель при желании может помочь своему ребенку справиться со страхом.
Главное отнестись к страху ребенка серьезно, не стоит смеяться над ним, укорять («как тебе не стыдно, ты уже большой»), это может только усилить страх и подорвет доверие к вам. Не говорите: «ты только не бойся». Это звучит, скорее, как приглашение к страхам, чем как их отрицание и не дает способа справиться со своим состоянием. Помните, что для вас домовой в шкафу – это детская фантазия, для ребенка он вполне реален и потому опасен. Убеждать, что его нет бесполезно, лучше помочь бороться со страхом.
Если ребенок уже достаточно взрослый, обсудите с ним саму реакцию страха. Расскажите, что страх есть у всех и храбрость состоит не в том, чтобы его не испытывать, а в том, чтобы уметь его преодолевать. Особенно это актуально для мальчиков, так как они часто начинают испытывать стыд за свой страх, что может привести к его отрицанию страха и различным невротическим проявлениям.
Постарайтесь исключить ситуации, провоцирующие страх: душное помещение, страшные фильмы перед сном, тесная одежда.
Проанализируйте свое поведение. Практика показывает, что очень часто страхи появляются у излишне опекаемых детей. Когда ребенка чересчур опекают, он начинает чувствовать себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? Мира такой ребенок практически не знает, так как родители всеми силами ограждают его от этого знания: это лучше не видеть, это опасно, ужасно, ты можешь напугаться, это лучше не слышать, не услышишь ничего хорошего, говорить нужно как можно меньше, а то скажешь что-то не то, тебя обидят. Чтобы с тобой ничего не случилось, мы будем постоянно рядом, все сделаем за тебя, посмотрим, чтоб ты не ходил, куда не надо, не делал того, что не надо и т.д. Незнание мира пугает ребенка, место знаний занимают фантазии, неизвестное страшнее вдвойне. Как правило, такие опекающие родители сами тревожны, так страхи «передаются по наследству».
Существуют так же специальные методики, которые можно применять и в домашних условиях:
Используйте детализацию. Постарайтесь прояснить, что именно пугает ребенка в данном случае, важна деталь, например, расспрашивая ребенка о страхе перед собаками можно выяснить, что пугает не собака вообще, а ее лай, размер или цвет. Для того, чтобы понять, что именно, задавайте как можно больше наводящих вопросов, приводите примеры. Какого роста страшная собака? Какого она цвета? Какой у нее лай, она бежит, стоит, сидит? Как далеко она находится от тебя? Это лохматая собака или у нее гладкая шерсть? Такие вопросы помогают ребенку самому осознать свой страх. Иногда этих расспросов становится достаточно, чтобы страх ушел совсем, значительно снизился или хотя бы сконцентрировался на страхе перед определенной породой собаки (которая возможно напугала ребенка в раннем детстве).
Исследуйте предмет страха. Если это, например, насекомые, можно купить про них книжку, рисовать и разукрашивать картинки с насекомыми, покупать тематические наклейки. То, что нам знакомо и понятно уже не может напугать так сильно, как незнакомое.
Помогите ребенку найти способы защиты, создайте условия, при которых страх уменьшится. Если ребенок боится темноты, купите ему красивый ночник, можно наклеить рядом с кроватью сказочный персонаж, который будет служить для ребенка неким оберегом и защитником от чудовищ. Роль верного друга так же может играть мягкая игрушка.
Подберите юмористический контекст для пугающей ситуации или страшного персонажа, ведь смех побеждает страх. Это можно использовать в воображении, но лучше нарисовать на бумаге. Сначала представляется пугающий персонаж или ситуация, затем ищется способ преобразования. Например, страшное привидение или Кощей Бессмертный украшается яркими бантиками, косичками и т.п.
Переведите ребенка в сильную позицию: «Чудовище злое, потому что голодное, о нем никто не заботился; оно не умеет общаться, боится людей. Помоги ему, позаботься о нем» Можно сочинить рассказ на данную тему или нарисовать рисунок, где чудовище обретает друзей, находит дом и т.д. Так же помогает способ покормить злое чудище. Предложите ребенку, дать еды приведению, живущее в шкафу или под кроватью. Кормить лучше той же едой, что есть ребенок. Возьмите блюдечко, положите туда пару конфеток или печенье и поставьте вместе с ребенком туда, где обитает его страх.
Читайте сказки, в которых герои справляются со своими страхами. Сочиняйте сказки сами. В книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» приводятся конкретные примеры сказок, помогающих ребенку справиться с различными проблемами, в том числе и со страхами. Идея книги такова – герой сказки имеет имя, похожее на имя ребёнка и в сказочном пространстве он разрешает любые проблемы. Механизм прост – ребёнок отождествляет себя с героем и вместе с ним переживает схожие ситуации и чувства, приобретает новый опыт.
Очень важно!
Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами, бабой ягой и т.п. Ведь ребенок всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.
Находите побольше времени для рисования
“Рисуем страхи”
Каждое занятие рисованием должно длиться 30–40 минут в спокойной обстановке. Перед занятием дайте ребенку поиграть самостоятельно, установите с ним дружеский контакт. После этого можно перейти к беседе, цель которой — выявить то, чего боится ребенок. Можно это сделать в форме игры. Сесть лучше рядом с ребенком, а не напротив, не забывайте периодически подбадривать малыша. Спрашивайте: “Скажи, ты боишься или не боишься …?” и ждите ответа. После небольшой паузы можно перейти к следующему возможному страху, причем сам вопрос “боишься или нет” нужно повторять только время от времени. Если ребенок все страхи отрицает, попросите его отвечать не “да” или “нет”, а развернуто, например “я не боюсь темноты”. Свои вопросы лучше не читать по бумажке, хотя для ориентации можно составить список возможных страхов, например: “Скажи, ты боишься или нет, когда остаешься один; каких-то людей; мамы или папы; заболеть; Бабы Яги; Кощея Бессмертного; Бармалея; темноты; волка; медведя; других животных; машин; поездов; когда очень высоко; воды; пожара; когда идет кровь; когда больно; уколов; в метро; в лифте; больших улиц и т.д. Беседу лучше закончить совместной подвижной игрой.
После этого предложите ребенку нарисовать предмет, названный первым в качестве вызывающего страх. Рисовать лучше красками или фломастером. Бывает так, что лишь через несколько дней ребенок решится перенести на бумагу свой страх. Помогите ему, рисуйте вместе на одном листе каждый свой вариант “страшного” предмета. После рисования попросите ребенка рассказать о том, что изображено на рисунке. Затем ребенка нужно обязательно похвалить, пожать руку, подарить игрушку, отметить те страхи, с которыми удалось справиться. Дальше вы говорите, что рисунки с его бывшими страхами останутся у Вас (будут заперты в столе, отправлены по почте — возможны варианты). Главное — освободить от них ребенка. После обсуждения предложите своему ребенку сыграть в какую-нибудь игру, где он обязательно станет победителем.
На подобные занятия уйдет около двух недель. За это время среди всех рисунков будут и такие, где ребенку еще не удалось преодолеть свой страх. Предложите ему: “А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься!” Например, не ребенок убегает от Бармалея, а наоборот. В среднем на осознание и изображение себя как небоящегося у ребенка уходит 2 недели. Постарайтесь в это время организовывать побольше подвижных игр, прогулок, экскурсий и избегайте конфликтов в семье.
С помощью рисунков можно устранить страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти. Частично успешным бывает избавление от страхов, основанных на реальных событиях, произошедших достаточно давно. Если же травмировавшее ребенка событие (укус собаки, пожар и т.п.) еще совсем свежо в памяти, то лучше избавляться от этого страха при помощи игры.
Играйте всей семьей
Предметно-ролевые игры
Психологически направленные игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.
Игра “Пятнашки” позволяет ребенку снять страхи нападения, боязнь наказания родителей, наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Суть игры — ограничить игровую площадку и рассавить на ней в беспорядке стулья, любые предметы. Ведущий догоняет игроков, пытаясь хлопнуть их по спине. Кого догонят — тому водить. Кто выйдет за пределы игровой площадки или заденет какой-то предмет также становится ведущим. Сопровождайте игру веселыми репликами типа “Только попадись!”, “Не догонишь!” и т.п. Кроме того, для успешности Вашего замысла старайтесь незаметно подыгрывать детям.
Игра “Прятки” позволяет снять страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Заранее оговариваются места, где прятаться нельзя. Затем выключается свет, остается только ночник. Ведущий обходит квартиру с шуточными угрозами в адрес прячущихся. Прячущиеся сидят в темноте и стараются ничем себя не выдать. Лучше, когда ребенок сразу становится ведущим, это позволяет ему преодолеть страх и нерешительность. Хороших результатов можно добиться, когда ведущие взрослые “сдаются”, так и не найдя прячущегося ребенка.
Это лишь два примера из возможного многообразия игр, которые вы наверняка помните еще с детства. Не бойтесь импровизировать и проявлять творчество. Главное, чтобы ребенку было интересно и весело. Помните только, что игрой можно заинтересовать, но к ней нельзя принуждать.
Ролевые игры-драматизации
Такие игры позволяют преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи. Здесь ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Представляя сказочных персонажей, ребенок становится то Добрым Молодцем, то Бабой Ягой. После этого он уже не так боится этой самой Бабы Яги. Пусть ваш дом превратится в театр, где ребенок самостоятельно или с Вами может придумывать сказки, делать костюмы и играть на импровизированной сцене!
Не ждите, что после применения данных техник страхи исчезнут все и сразу. На снижение некоторых, особенно застарелых страхов нужно больше времени. К тому же многие страхи будут возвращаться, но зная, как с ними бороться, вы всегда сможете помочь ребенку снизить их остроту.
Воспринимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с соседским красавцем Ваней или отличником Сашей.
Любите своего ребенка. Не забывайте о необходимости эмоционального и телесного контакта с ним. Пусть Ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.
Будьте своему ребенку настоящим другом!