-
"Скучен день до вечера если делать нечего" 0
-
Лекция1.1
-
Лекция1.2
-
Лекция1.3
-
Лекция1.4
-
Лекция1.5
-
Лекция1.6
-
Лекция1.7
-
-
"Игровая среда в домашних условиях" 0
-
Лекция2.1
-
Лекция2.2
-
Лекция2.3
-
Лекция2.4
-
Лекция2.5
-
Лекция2.6
-
Лекция2.7
-
«Педагогические требования к выбору игрушек»
Все игрушки должны быть педагогически целесообразными, художественно приемлемыми и отвечать возрастным интересам детей, быть безопасными и гигиеничными. С данными требованиями связаны психолого-педагогические рекомендации к отбору игрушек.
- Социальная и психологическая безопасность игрушки:
– не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;
– в игрушке или в ее описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;
– игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей;
– не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка.
- Возрастная адресованность.
- Функциональная привлекательность игрушки для ребенка.
- Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).
- Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в ее конструкции, логике игры и в их описании.
- Культуросообразность игрушки и ее соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
- Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
- Прочность и долговечность.
- Использование экологически чистых материалов.
- Качество описания.
- Качество упаковки.
Сгруппировав данные критерии, Е.О. Смирнова разработала требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки для ребенка.
Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта.
Игрушка должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Чем более завершеннее игрушка, тем меньше она оставляет простора для творчества. Игрушки более простые и менее определенные допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, множество новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.
Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективные свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.
Она имеет определенное влияние на социализацию ребенка, его вхождение в данное конкретное общество. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели, принятые в современном для них обществе.
Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первое и совершенно необходимые требования.
При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно. Поэтому при отборе игрушек для ребенка родители должны учитывать все ее качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность и др.